Советы по созданию качественных роликов в MacOS


Если вы уже не ограничиваетесь встроенной камерой iSight и снимаете ваше видео камкордером, то эти простые советы позволят вам подняться на новый уровень качества.Нет сомнений в том, что видеосъемка доставит вам удовольствие. Однако, сказав это, следует отметить, что сам процесс может быть очень трудоемким, а результат вас разочарует. Как правило, человек, занимающийся любительской видеосъемкой, сам отвечает и за освещение, и за звук, и за режиссуру, и за операторскую работу. Когда на одного и того же человека возлагается такое количество обязанностей, ничего удивительного в том, что когда он садится редактировать свое видео, он зачастую обнаруживает, что были допущены непоправимые ошибки. Например, может выясниться, что съемка велась при ужасном освещении, звук может оказаться совершенно неразличимым, видео может оказаться совершенно не таким, как вы надеялись во время съемки, или, может быть, оно окажется непрофессиональным из-за дрожания камеры. Перечисленные проблемы являются достаточно общими, встречаются часто, и не один проект видеофильма превратился в цифровые отходы, потому что отснятый материал, вопреки ожиданиям, оказался совершенно непригодным к использованию. Еще хуже обстоят дела с проектами, работу над которыми их авторы решили продолжать, несмотря на то, что отснятый материал оставлял желать много лучшего.

В данном разделе будут приведены некоторые советы, которые позволят вам избежать этих распространенных ошибок и разочарований, обычных для случаев, когда начинающий видеолюбитель обнаруживает, что отснятый материал использовать нельзя и вся работа пошла насмарку.

Приобретение наушников для MacOS

Вне всяких сомнений, у вас есть пара наушников. При этом неважно, что это такое — дешевый товар, купленный на распродаже, или элитный продукт Sennheiser. Вам необходимо просто убедиться в том, что они совместимы с вашей камерой (которая почти всегда использует соединитель типа «мини-джек»). Зачем? Просто наденьте наушники и послушайте. Осознать важность наушников вам поможет следующий пример. Представьте себе, что вы находитесь примерно на расстоянии 10 футов от ведущей съемку камеры. По сценарию требуется, чтобы вы с кем-то разговаривали. Микрофон вашей камеры «слышит» иначе, чем вы сами. Чтобы понять, как микрофон камеры воспринимает звук, наденьте наушники и послушайте, как будет записан звук. Для вас он воспринимается как обычная, совершенно нормальная беседа. В то же время камера снимет это так, что в результате возникнет иллюзия того, что вы кричите, а ваш собеседник говорит шепотом. Даже дешевая пара наушников может предупредить вас об этом недостатке и позволит сэкономить время и избежать пересъемки. Для этого вида работы лучше всего подходят крупные наушники, закрывающие все ухо целиком.

Приобретите наушники, если их у вас нет, и, что еще важнее, пользуйтесь ими во время съемки. Почему бы вам не купить действительно высококачественные наушники? Это хороший вопрос. В конце концов, современные цифровые камкордеры могут записывать звук с высоким качеством (44 КГц, практически — качество, сравнимое с CD audio), поэтому вы можете ожидать, что высококачественные наушники действительно позволят оценить разницу. В реальности, однако, они в самом деле позволяют почувствовать разницу, но эта разница не оправдывает их стоимости. У вас нет оборудования, обеспечивающего суперкачественной звукозаписи, поэтому и наушники, обеспечивающие мониторинг на этом уровне качества, вам тоже не нужны.


Приобретение микрофона для MacOS

Приобретите микрофон. Я понимаю, что у вас может возникнуть вполне логичный вопрос: «А зачем приобретать микрофон, если на камкордере имеется встроенный?» Вы правы, так как все бюджетные камкордеры имеют встроенные микрофоны. Однако встроенный микрофон, которым оснащается бюджетный камкордер, часто оказывается практически бесполезным. Это же справедливо и в отношении многих камкордеров из среднего ценового сегмента. Причина здесь даже не в низком качестве встроенного микрофона (большинство камкордеров оснащаются вполне качественными электростатическими микрофонами — конденсаторными или электретными). Проблема заключается в том, что встроенные микрофоны неизбежно воспринимают и звук мотора работающего камкордера, что создает довольно неприятный шум. Кроме того, они не слишком хорошо справляются со своей задачей, если снимаемый объект находится на некотором расстоянии. Таким образом, возникает вопрос: какой же микрофон следует приобрести? У вас имеется широкий выбор: остронаправленные (линейные) микрофоны (shotgun microphones), портативные микрофоны (handheld microphones), проводные и беспроводные петличные микрофоны (lavalier microphones), стерео или моно — этот список можно продолжать до бесконечности.

Существует множество типов микрофонов. Наиболее важным параметром микрофона является его характеристика направленности (pickup pattern). Ненаправленный микрофон (omnidirectional microphone) воспринимает звук со всех направлений, односторонне-направленный или кардиоидный микрофон (cardioid microphone) обладает чувствительностью, которая в пределах фронтальной полусферы меняется мало, но при этом чувствительность со стороны тыльной полусферы резко падает, а остронаправленный микрофон (shotgun microphone), известный также как гиперкардиоидный (hypercardioid), характеризуется резким падением чувствительности при отклонении от оси направленности. Вкратце рассмотрим основные, наиболее популярные микрофоны:

  • Остронаправленный микрофон. Микрофоны этого типа подключаются непосредственно к камере, и на небольшом камкордере выглядят довольно нелепо. Тем не менее, в большинстве случаев они работают хорошо. В общем случае, модель из среднего ценового сегмента будет стоить примерно $100. По всей вероятности, этот вариант будет наилучшим выбором, поскольку такой микрофон обеспечивает наивысшее качество записи звука, исходящего из источника, на который направлена камера. Но следует учесть, что такой микрофон уже нельзя назвать «лучшим выбором», если вы снимаете объекты, удаленные на несколько десятков ярдов.
  • Петличный микрофон. Представляют собой миниатюрные электретные или динамические микрофоны, крепящиеся, например, к петлице лацкана пиджака (отсюда и их название). Они активно применяются на телевидении. Проводные петличные микрофоны стоят недорого ($10—$15) и распространены довольно широко. Беспроводные петличные микрофоны найти сложнее и стоят они дороже (примерно $50). Такие микрофоны лучше всего подходят для интервью (следует иметь в виду, что снабдить петличным микрофоном необходимо каждого участника беседы). Кардиоидные петличные микрофоны ориентированы на звукосъем голоса с близкого расстояния (в основном — на запись голоса человека, который его носит), а ненаправленные микрофоны регистрируют звуковые сигналы приличного качества (хотя и более слабые) не только от носителя, но и от окружающих. Если вы хотите записывать стереозвук, то возможно, петличные микрофоны окажутся не лучшим выбором (петличные стереомикрофоны существуют, но стоят намного дороже).
  • Портативный конденсаторный микрофон. Микрофоны этого типа представляют собой основной рабочий инструмент репортера. Существуют как всенаправленные, так и кардиоидные модели, между которыми существует значительная разница. Цены меняются в широком диапазоне и зависят, в основном, от качества и от того, какую модель вы предпочитаете — проводную или беспроводную. Микрофонам этого типа присущи некоторые недостатки. Во-первых, они выглядят достаточно глупо, если используются не по прямому назначению (интервью), а в не предназначенной для этого обстановке, их разъем обычно оказывается несовместимым с соединителем камкордера (впрочем, вы можете приобрести адаптеры). Тем не менее, в некоторых ситуациях они могут оказаться незаменимыми (например, в таких проектах, как фильмы Майкла Мура и подобной документалистики).

Выбор микрофона, лучше всего подходящего для вас, зависит от ваших привычек и предпочтений, но для большинства применений лучше всего подходит остронаправленный микрофон.

Приобретение штатива для MacOS

Штативы, как и камкордеры, бывают как бюджетными (очень дешевыми), так и элитными (супердорогими). Если у вас имеются свободные деньги (от $8.000 и выше), которые вы готовы потратить на приобретение штативной системы с панорамной головкой на жидкостных подшипниках Cartoni, то весь этот раздел вы можете пропустить. Если же вы желаете сэкономить, то штатив вам нужен все равно. Вы сможете добиться существенного улучшения результатов, чем с любой камерой, оснащенной функцией стабилизации изображения. В любом случае, ваше видео будет освобождено от этого неприятного эффекта дрожания камеры. Поэтому рассмотрите возможность потратить около $30 на штатив, и в этом случае вы можете считать, что деньги потрачены не зря. Если вы спросите любого профессионального оператора, каково его мнение о таком штативе, он, конечно, скажет вам, что такой штатив практически бесполезен. Так ли это? И да и нет. Бесполезен для кого?

Для профессионала такого уровня? Для него такой штатив действительно бесполезен. С его помощью невозможно выполнить качественное панорамирование (хотя, если воспользоваться смазкой и включить функцию стабилизации изображения, вы сможете добиться более плавного панорамирования), и любое, даже малейшее изменение настройки будет заметно в окончательном продукте. К счастью, вам при работе с iMovie и не нужны такие возможности, которые требуются профессиональному оператору. Все, что вам нужно — это устойчивая опора (а на тот случай, когда вам требуется перемещать камкордер, существуют другие решения). Поэтому дешевый штатив вам вполне подойдет.

Что, если вам требуется получать стабильное изображение при съемке движущейся камерой? Этой цели можно добиться с помощью самодельного приспособления «стедикам» (steadicam). Стедикам — это система стабилизации камеры во время съемки, с помощью которой можно вести съемку носимой камерой и добиваться при этом исключительно стабильного изображения и плавного движения. Системы «стедикам» применялись, например, в фильмах Стэнли Кубрика — скажем, в фильме «Сияние» по роману Стивена Кинга. Недостатком систем «стедикам» является их цена — даже самая дешевая система «стедикам» профессионального уровня обойдется в несколько тысяч долларов. С другой стороны, самодельное устройство обойдется вам примерно в $14, и с его помощью вы сможете добиться отличных результатов.

Освещение для съемок

Важность адекватного освещения невозможно переоценить. Плохое освещение — это отличительный признак любительского видео, снятого новичками. На таких роликах все выглядит мрачно и пасмурно, в результате чего такое видео просто неприятно смотреть. Из сказанного совсем не следует, что вам нужно ярко освещать каждую сцену, иногда достаточно просто ярко осветить только некоторую ее часть, а иногда достаточно и одного яркого кадра. Запомните, что вы не просто снимаете сцену, вам необходимо создать и соответствующее ощущение. Например, плохое освещение запросто превратит красивую эротическую сцену в банальную порнографию. Полностью осознавая важность качественного освещения, я дам вам советы, как его добиться при скромных затратах.

Приобретите три рабочих светильника, использующих лампы накаливания. Это решение обеспечит вам максимальную гибкость при простоте использования. Избегайте галогенных и неоновых светильников, поскольку обычно на пленке это освещение выглядит плохо. Помимо этого, не пожалейте времени и, если вы этого еще не знаете, прочтите соответствующую теоретическую литературу и ознакомьтесь с функцией баланса белого (white balance) вашей камеры. Запаситесь лампами накаливания различной мощности, что добавит гибкости вашей системе освещения. Запомните одно общее правило — обычно три лампы накаливания мощностью 100 Ватт позволяют добиться очень хороших результатов, хотя все зависит от индивидуальной ситуации.

Приготовьтесь к экспериментам

Наконец, последний вопрос звучит так: «Как я могу определить, адекватно ли используемое освещение?» Профессионалы применяют дорогую аппаратуру, но любителям она обычно не по карману. Большинство камкордеров используют рекомендованные уровни освещенности (обычно выше 100 люкс). Вам следует полагаться на свои субъективные ощущения и видоискатель камкордера (при этом особенно важно использовать именно видоискатель, а не жидкокристаллический экран). При оценке следует учитывать, достаточно ли ярко горят лампы накаливания или они приглушены. Обратите внимание на то, достаточно ли картинка контрастна или же все кажется затененным.

Когда вы будете полностью удовлетворены, рекомендуется добавить еще несколько источников света, потому что существует вероятность того, что сцена получится слишком тусклой. Это особенно важно, если вы собираетесь экспортировать видео в формат QuickTime — дело в том, что кодек QuickTime приводит к затемнению отснятого материала.